Примеры написания эссе

Примеры написания эссе

Очень важная тема для школьников и не только — Примеры написания эссе. Разберемся с этим подробнее.

Определение эссе

Термин происходит от французского essai – «очерк, проба, попытка», которое восходит к латинскому exagium – «взвешивание».

Сначала нужно понять, что такое эссе и в чем его принципиальные отличия от других видов творческих письменных работ. Начнем с определения. Эссе – это жанр литературной прозы небольших объемов и свободной композиции. В сочинении такого типа передается индивидуальное впечатление или мнение автора, касающееся определенной темы.

Виды эссе

В зависимости от содержания, формы и стиля изложения теоретики литературоведения выделяют различные виды эссе: художественные, исторические, духовно-религиозные; рассказы, письма, дневники, рецензии, заметки, миниатюры; описательные, повествовательные, критические, аналитические; субъективные, объективные. Границы эссе как жанра весьма условны, для раскрытия темы автор может использовать свободный стиль изложения, делясь впечатлениями и суждениями касательно конкретного явления, предмета или глобальных тенденций, масштабных событий.

Характерные признаки эссе

Характерные признаки эссе:

  • Острая злободневность темы. Затронутые вопросы должны быть актуальными здесь и сейчас.
  • Субъективность суждений. В сочинении через отношение к проблеме и индивидуализированные оценки должна быть отчетливо выражена личность автора.
  • Движение в повествовании от частного к общему. Часто роль точки отсчета играет цитата, которая может выноситься в эпиграф. От единичного случая автор постепенно переходит к обобщающим аналитическим или философским рассуждениям о поставленной в начале эссе проблеме. В силу отсутствия стандартов написания композиция может быть и обратной – от глобальных выводов к подтверждению их в финале притчей, пословицей, мудрой цитатой классика, неоспоримым фактом.
  • Небольшой объем. Каких-либо жестких границ не существует, однако обычно эссе занимают от двух до десяти страниц печатного текста.
  • Конкретика. В рамках эссе рассматривается только один вопрос – множества тем или идей не может быть.
  • Свободная композиция. Такой вид сочинения не терпит никаких формальных рамок. Часто изложение ведется алогично, подчиняясь случайным ассоциациям, смысловые связи продумываются автором самостоятельно.
  • Склонность к парадоксам. Одна из задач жанра эссе – удивить, поразить читателя. Нередко отправной точкой для размышлений становится яркое, колкое высказывание или полемичное определение, задающее тон дальнейшему изложению.
  • Непринужденность повествования. В тексте не должно быть непонятных терминов и излишне сложных конструкций. Автору необходимо постараться завоевать доверие и симпатию читателя, завлечь простыми и емкими фразами и предложениями.
  • Диалогичность. Разговор с читателем не подразумевает оформления эссе в виде реплик, как это делается в пьесе. Для достижения эффекта полемической беседы часто используются риторические вопросы, требующие мысленного ответа, не всегда совпадающего с тем, который предлагает автор.
  • Смысловое единство. Несмотря на композиционную свободу, ключевые тезисы и аргументы должны быть согласованы и не противоречить суждениям, выражающим личную позицию автора. Несмотря на непринужденность повествования, язык эссе должен восприниматься серьезно. Следует избегать использования сленга, просторечно-сниженных выражений, сокращений.

Как правильно писать эссе

Единственное формальное требование, которого придется придерживаться при написании эссе, – наличие заголовка.

Эссе не имеет четкой структуры, однако его схема обычно включает:

Вступление.

Эта часть должна задать эмоциональный настрой, подвести читателя к рассматриваемому вопросу, заинтересовать, побудив его дочитать текст до конца.

Основную часть.

На этом этапе автор выдвигает тезисы, находит им обоснования, тем самым доказывая собственную точку зрения.

Заключение.

Подытоживая сказанное в основной части, автор делает общий вывод. Если цель вступления – заинтересовать читателя, то заключение должно придать целостность общей картине, побудить к размышлению или, наоборот, не оставить сомнений в правомерности или жизнеспособности высказанных автором идей.

Содержание эссэ

Главное в эссе – это наличие ярко обозначенного авторского «я» в размышлениях на заданную тему, присутствие четко выраженного отношения к волнующему вопросу. Конкретная смысловая наполненность произведения этого жанра полностью определяется его видом. Так, если предмет рассуждения касается истории, то в основу сочинения может быть положено глобальное осмысление последствий революций и войн или оценка отдельных значимых событий с точки зрения автора. Эссе по философии может посвящаться сравнению нескольких концептуальных школ, по литературе – критике с нестандартных позиций хорошо известного романа классика или вызвавшего общественный резонанс произведения современного автора т. п.

Чтобы получить высокий балл за эссе по иностранному языку, следует уделить внимание не только грамматике, но и постараться использовать достаточное количество вводных конструкций, устойчивых словосочетаний, фразеологизмов и поговорок, чтобы не только оригинально раскрыть тему, но и продемонстрировать глубокое знание предмета.

Эссе для ЕГЭ

Мини-сочинение обязательно входит в задания ЕГЭ по русскому языку, литературе. Больше всего к жанру эссе приближается письменный ответ, который надо дать на 29-е задание КИМ по обществоведению:

Эссе для ЕГЭ

В демоверсии КИМ содержатся и критерии оценивания эссе. На сегодняшний день их три:

  1. Степень раскрытия смысла высказывания (К1) – проверяющий должен увидеть, что идея понята правильно.
  2. Использование при раскрытии темы соответствующего понятийного и терминологического аппарата (К2) – тема излагается на основе общепринятой научной базы и терминологии.
  3. Качество аргументации (К3) – все факты, данные и т. д., должны быть достоверными.

критерии оценивания эссе

Примеры, подтверждающие выдвинутый тезис, могут быть почерпнуты из личного опыта.

Главный из критериев оценивания эссе по обществоведению — К1 .

Если высказывание понято неверно или его идея не раскрыта, за сочинение суммарно выставляется 0 баллов. Именно требование блока К1, которое, по сути, сводится к необходимости «перевести с русского на русский» предложенный для анализа афоризм, обычно вызывает сложности.

Как правило, любое из высказываний посвящается:

  • роли (кого или чего);
  • сущности;
  • единству;
  • взаимосвязи;
  • отношению;
  • противоречивости

Эти базовые проблемы и надо «примерять» к отрывку – одна из них обязательно подойдет – и начинать эссе, используя речевые клише:

  • Великий (русский, французский, английский и т. д. писатель, экономист, социолог, учетный, философ и т. п.) Имя Фамилия в своем высказывании выражает отношение к… Он считает, что…
  • Высказывание (кого?) открывает простор для размышлений о роли … в жизни общества/человека. Поднятая автором проблема актуальна и сегодня, ведь…

Идеальная схема написания основной части эссе на ЕГЭ  —  ПОПС-формула (позиция – объяснение – пример – суждение).

Пример эссе

К ярким современным образцам жанра можно отнести посты в интернет-блогах. Качественные журналистские материалы написаны именно в манере письма, свойственной эссеистике. Это персонифицированная публицистика, когда автор уже не просто безликий источник информации, а рассказчик, интерпретирующий факты или события и вызывающий у аудитории интерес к своей персоне.

Если даже после изучения рекомендаций все равно сложно представить, как же все-таки писать эссе, на помощь придут образцы эссе: Н. Кружков, «Русский язык и СМИ» (обществоведение, литература, русский язык); В. Соболь, «Человек человеку – кто?» (подойдет в качестве подсказки для написания эссе по обществоведению);  Н. Кружков, «Мы сохраним тебя, русская речь»; Обществоведение – пример, за который на ЕГЭ поставили 5 баллов (с разбором соответствия текста критериям оценивания). Это для примерного ориентира выработки собственного алгоритма написания очерков на любые темы. Правила написания эссе весьма условны, что дает автору возможность в полной мере продемонстрировать творческие способности, нестандартность и гибкость мышления, умение письменно излагать идеи и убедительно аргументировать собственную точку зрения. Всё это чрезвычайно ценится преподавателями любого языка или литературы и, несомненно, пригодится во взрослой жизни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.